Князья-созидатели  


Издатцентр готовит к выпуску марки с изображением знаменитых русских князей – держателей земли, утверждавших в веках нашу государственность и культуру. Всякий раз, когда мы обращаемся к древней истории Отечества, нам открываются бесконечные пласты прошлого. Эти открытия прошлого подчас оказываются важнее открытия новых континентов. В истории Европы не раз обращение к античной истории совершало цивилизационный переворот: достаточно вспомнить эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. Для России огромную важность имели открытия забытых страниц нашей древней истории.

В конце XIX века «темные периоды» истории Древней Руси стали достоянием общества – и наши художники и писатели так увлеклись древнерусской эстетикой, что в отечественной живописи и архитектуре начался небывалый расцвет! Именно тогда нам открылось одухотворенное искусство древнерусской иконы. Именно тогда мы стали внимательнее к архитектуре древних храмов (зачастую к тому времени перестроенных). Суриков, Репин, Васнецов, Билибин, Врубель, Нестеров – никто из этих мастеров не избежал старорусских мотивов… Как и архитекторы Щусев, Шервуд, Померанцев, создавшие новый образ Москвы – города, олицетворившего связь нашего «сегодня» с истоками русской культуры и ее старомосковским периодом. Теперь из городского ансамбля, формирующего и характер москвичей, не выкинешь ни Верхних Торговых рядов (ГУМ), ни Исторического музея, ни здания Городской Думы. Не вычеркнуть из нашего сознания и образы киевских князей, начиная с былинного «ласкова князя Владимира», в эпическом образе которого органически слилось народное восприятие двух великих князей Киевских: Владимира Святого (Великого) и Владимира Мономаха.

Каждая страна почитает своих основателей, создававших фундамент государственной культуры. Сейчас мы поведем речь о четырех русских князьях: двух киевских и двух московских. О Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Данииле Святом и Иване Красном.

Сейчас Ярослав Мудрый является почитаемым героем трех родственных народов: русского, украинского и белорусского. Это закономерно: мало кто сделал столько для нашей культуры, сколько этот просвещенный светом христианства великий князь Киевский. Его образ присутствует на денежных купюрах – украинских гривнах. Теперь и на почтовой марке мы встречаем увиденного глазами художников древнего князя. При упоминании имени Владимира на память в первую очередь приходят не победы в междоусобицах и даже не отражения набегов кочевых соседей, а учреждение школ и рождение русской иконописи (не обижайтесь, дорогие украинские и белорусские братья, это наша общая иконопись, это наши общие школы!). Стоит задуматься о том, за что этого князя прозвали Мудрым. Самым лучшим памятником отцу нашей культуры, Ярославу Мудрому, является киевский собор Святой Софии – пожалуй, первый весомый взнос нашей страны в сокровищницу мировой культуры. «Слово о полку Игореве» и Московский Кремль, Петр Великий и Суворов, Ломоносов и Пушкин, парад победы 1945 года и покорение космоса – все это еще впереди. Первым же явлением этого порядка стало рукотворное чудо, рожденное христианским чувством и великим искусством русских мастеров. Под стать подвигу мастеров был и подвиг первых наших святителей – греков и русских, создававших христианскую, православную культуру нашей страны. Они созидали эту культуру именем Ярославовым… Державная воля Ярослава отразилась и в самом первом из сохранившихся памятников древнерусской литературы – в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Иларион завершает свое «Слово» упоминанием «владычествующего благоверного кагана Ярослава».

Владимир Мономах, каким мы его знаем по сохранившимся литературным памятникам – фигура противоречивая, прирожденный политик, созидатель и дипломат. Усмиряя княжеские междоусобицы (а может быть, тонко их используя), он шел к престолу Великого князя Киевского – и, с внешним неудовольствием, принял княжеские регалии. Получил он и византийские почести, позволившие навсегда связать традицию имперской греческой государственности с русской судьбой. Один из самых просвещенных людей своего времени, он всю жизнь провел в военных походах, охраняя свое княжество и всю Русь от захватнических набегов. Современников Владимир Мономах удивлял благородным отношением к поверженному сопернику, умением сострадать жертвам усобиц. Так, согласно летописи, он отреагировал на ослепление князя Василька слезами и восклицанием: «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах такого зла».

Владимир Мономах был талантливым законотворцем и литератором, знавшим цену писаному слову. Его «Поучение», адресованное детям князя, вошло в историю древнерусской литературы как интересное авторское произведение. Наставления Владимира Мономаха поражают нас простотой и благородством, свойственным рыцарскому веку «Слова о полку Игореве».

К иному психологическому типу относятся князья Московские – собиратели и рачительные хозяева, проявившие себя в сложную для нашей страны эпоху умением идти на компромисс, смирять собственную гордыню, умением выживать, сохраняя русскую культуру, веру, государственность. Родоначальник князей Московских – святой благоверный князь Даниил Александрович, сын святого князя Александра Ярославича Невского. К 850-летию Москвы на Даниловской площади столицы был установлен монумент благоверному князю, немало сделавшему как для сохранения православной веры, так и для возвышения Москвы. Князь Даниил основывал монастыри, строил укрепления, накапливая силы в удаленной от основных торговых путей Москве. Громкой славы Мономаха у Даниила Московского не было. Эпоха потребовала от него не качеств героя, не качеств победителя, а талант терпеливца. С него началось превращение Москвы в столицу обновленного русского государства, объединившего народы. А князей Московских, с XVI века ставших царями, называли Даниловичами – потомками Даниилова дома. Бережные хозяева родной земли, они воспринимали всю страну как свое вотчинное хозяйство. Такой порядок повлиял на традиционные отношения власти и общества в нашей стране. Вслед за Львом Николаевичем Гумилевым добавим к этому византийскую ученость и татарскую доблесть – и слагаемые успеха будущей империи Петра Великого не будут для нас загадкой. Памятник Даниилу Московскому – это памятник терпению и непобедимой нравственной силе. Думается, терпение – едва ли не сильнейшая черта нашего многонационального народа. Черта, определяющая народный характер. Не об этом ли писал наш философ и поэт А.С.Хомяков:

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.

Драгоценное, великое умение – умение терпеть. Без него нет политика. Качеством этим вполне обладал князь Даниил Московский.

Одним из Даниловичей был и великий князь Московский – Иван Красный, внук святого князя Даниила. Иван Иванович Красный прожил недолгую жизнь (1325 – 1359). Шесть лет он, волею ордынского хана Джанибека, был великим князем Московским. Таким возвышением он был обязан своему миролюбивому, покладистому характеру, обходительности и гостеприимству. Современников поражала благолепная наружность князя – за что он и был прозван Красным. Умер Иван Иванович, оставив четырех детей, одним из которых был Дмитрий Иванович, будущий великий князь Дмитрий Донской, герой Куликовской битвы, полтора десятилетия назад канонизированный Русской православной церковью.

Ощущение единства древнерусской культуры, прошедшей несколько исторических этапов, позволяет нам проникнуться чувством преемственности с традициями Киевской и Московской Руси. Как это нужно нам сейчас, когда нашей культуре приходится приспосабливаться к новым, незнакомым условиям XXI века. Только бы не попасть в плен к сиюминутным, злободневным заботам, только бы не потерять связей с нашим прошлым, с сокровищами исторического наследия России…


Арсений Замостьянов


На главную: Арсений Замостьянов


 
Используются технологии uCoz