Марка, зовущая в бой  


Не каждой почтовой марке дано непосредственно участвовать в исторических событиях, сыграть в них свою — пусть скромную — роль. Вышедшие перед Великой Отечественной войной и во время нее серии, посвященные Александру Васильевичу Суворову, напоминали о замечательных победах русского оружия. В тяжелые первые месяцы отступления и потерь образ великого полководца, распространенный столь массовым способом, вселял в сердца надежду и стойкость, уверенность и мужество. Не случайно же современники прозвали его, не знавшего поражений, «Генерал Вперед!».

Александр Васильевич Суворов — один из тех русских людей, чье значение с годами не меркнет, но лишь растет, приобретая новую смысловую наполненность. Таких личностей — подлинных национальных героев — в истории нашей страны (как и в мировой истории) немного. Каждый из них олицетворил определенный мотив российского таланта. М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Ф.И.Шаляпин… И одно из первых мест в этом славном ряду занимает имя князя Италийского, графа Рымникского, о котором даже его идеологический противник Байрон писал:

То Бог, то арлекин, то Марс, то Мом,
Он гением блистал в бою любом …

Сам полководец так определял собственный характер: «Меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мной смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Я пел петухом, пробуждал сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков».

В первые годы советской власти появление суворовского портрета на почтовой марке РСФСР и СССР было исключено: в эти годы господствовала идеология разрушения, идеология разжигания мирового революционного пожара. Суворов не вписывался в такую программу… Ситуация изменилась незадолго до Великой Отечественной войны и в ее годы, когда он снова стал национальным героем.

Накануне Великой Отечественной, в 1941 году, в свет выходит серия из четырех марок, посвященная 150-летию штурма Измаила. Замечательное совпадение: автором серии стал однофамилец известного суворовского денщика Прошки, культовая фигура советской филателии — художник И.Дубасов. Еще две марки из пяти, посвященных В.И.Сурикову, воспроизводили его картину «Переход Суворова через Альпы».

И все они удивительно пришлись ко времени! В трагические дни лета и осени сорок первого образ великого полководца напоминал о славных победах русского оружия, призывал к стойкости и мужеству. Ведь он ненавидел «ретирады» (отступления), и его не случайно называли «Генерал Вперед!». А в дни побед, когда над Москвой гремели салюты, этот образ наполнял сердца гордостью: ведь наша армия, как некогда войска Суворова, освобождала Молдавию, Новороссию, Крым, входила в Варшаву и Берлин… Марки, изображавшие штурм Измаила, провозглашали знаменитую «науку побеждать», словно бы вместившуюся в маленькие бумажные прямоугольники. В 1943 году вышла серия «Ордена СССР», где почетное место заняла марка «Орден Суворова» (она повторялась выпусками еще дважды в 1944-м). Велико было достоинство этой «генеральской» награды — орден вручался за наступательную операцию, в результате которой были разгромлены превосходящие силы противника. Негласным девизом ордена были слова Суворова, на которые полководца вдохновил великий учитель, фельдмаршал П.А.Румянцев, граф Задунайский: «Побеждай не числом, а уменьем!». Первым кавалером ордена Суворова I степени был Георгий Константинович Жуков. Суворов принимал участие в Великой Отечественной как символ победных традиций нашей армии, как герой демонстрировавшегося по фронтам кинофильма Всеволода Пудовкина… Актер Николай Черкасов в финале обращался к зрителю: «Смотрите, как умеет бить врагов ваш старый фельдмаршал!» Суворов смотрел на бойцов и командиров с незабываемых плакатов военных лет: «Бей, коли, гони, бери в полон!» художника В. Иванова. И простая марка, изображавшая орден Суворова, тоже работала на победу, подобно всем суворовским реликвиям.

После войны образ Суворова утвердился как один из символов армии-победительницы. Советским аналогом кадетских корпусов стали созданные в военные годы суворовские училища, где традиции великого генералиссимуса стали основой воспитания будущих офицеров. В 1950 году выходит в свет серия из пяти марок. Новым сюжетом в ней стал портрет полководца работы художника Абакумова. А через пять лет в обращение запущены еще три марки (вариант картины Шмидта на тему гравюры Уткина): «225 лет со дня рождения великого русского полководца А.В.Суворова». На одной из них — самой удачной — золотое сияние вокруг портрета и листья лавра, окаймлявшие его нижние углы, создавали действенный филателистический образ. Александр Васильевич изображен со всеми орденами. Тот же портрет (но в менее удачном ракурсе) использован через четверть века на марке «Великий русский полководец А.В.Суворов. 1730 — 1980», выполненной в синих тонах.


Мы надеемся, что еще не раз с новых почтовых марок на нас посмотрит Суворов, а иначе, как сказал поэт в стихах на смерть полководца: «Кто перед ратью будет, пылая, // Ездить на кляче, грызть сухари?..»

И суворовская тема в филателии продолжается. 200-летие Итальянского и Швейцарского походов, а также 200-летие со дня смерти полководца позади. В историю филателии вписан российско-швейцарский проект, посвященный двухсотлетию перехода войск А.В.Суворова через Альпы* — этого, по словам Ф.Энгельса, величайшего альпийского перехода в современной истории. Любознательные немцы и японцы щелкают фотоаппаратами возле памятников Суворову, его швейцарскому проводнику Антонио Гамбе и русским солдатам в Альпах. Юбилейные дни прошли. Теперь у нас есть возможность еще раз осмыслить важность суворовского феномена для России, для нашей культуры, для столь важного сейчас образования национальной идеи…

Автор выражает благодарность В.А.Гурковскому за помощь в работе над публикацией.

*В дальнейшем мы продолжим разговор о Суворове.


Арсений Замостьянов


На главную: Асрений Замостьянов


 
Используются технологии uCoz