Первая шпага империи  


У Александра Васильевича Суворова никогда не было дома в Санкт-Петербурге. Бывая в столице, он чаще всего останавливался у своего родственника – поэта Д.И. Хвостова. После взятия Варшавы, когда екатерининская Россия триумфально встречала фельдмаршала-победителя, резиденцией Суворова был Таврический дворец. А умирал генералиссимус Суворов в опале, снова в доме Хвостова… Но посмертный дом полководец обрел в Петербурге не только в Александро-Невской лавре, под камнем с лаконичным «Здесь лежит Суворов». Музей Суворова с давних пор стал уникальным мемориалом российской военной доблести.

Сто лет назад, 14 ноября 1904 года, в присутствии императора Николая II, высших военных и гражданских чинов государства, был открыт музей, посвященный «всех российских и многих иностранных орденов кавалеру», генералиссимусу, князю и графу двух империй, но солдату по призванию. Это был первый в России, да, пожалуй, и в мире случай, когда мемориальный музей построили на деньги, собранные по народной подписке. Помогла и армия: во всех частях был проведен день вольных работ в пользу Cуворовского музея.

Этот мемориал был вымечтан, выстрадан обществом, народом. В дни суворовских юбилейных годовщин – в 1890-м и 1900-м годах – разговоры о необходимости музея звучали все слышнее. И вот, наконец, выросло здание, специально спроектированное архитектором А.И. фон Гогеном при участии Д. Грима. Архитектура выдержана в стиле русских кремлей – сторожевых крепостей государства. Башня, увенчанная шатром, грозные бойницы… Глядя на этот фасад, мы вспоминаем о том, как Суворов тренировал своих солдат, штурмуя стены русских монастырей. Это уже потом под натиском его армии пали твердыни Измаила и Праги. Тяжело в учении – легко в бою. Над мозаикой работали художники Н.Е. Масленников и М.И. Зощенко (отец писателя). По преданию, елочку в углу картины выполнил сын художника, юный Миша Зощенко. Образ полководца неотделим от истории России, в том числе и от ее истоков. И не случайно мы попадаем в музей через затейливо украшенное крыльцо, напоминающее архитектуру древнерусских теремов. Живший в эпоху барокко и классицизма, во времена скептиков и авантюристов, Суворов, вопреки тогдашней моде, был человеком православным и церковным. Он, в отличие от большинства титулованных генералов, одной культуры со своим крестьянским воинством.

Первые экспонаты стали поступать в еще не открытый музей в дни столетней годовщины Итальянского похода, в 1899 году. В 1900 году потомок Суворова, землевладелец села Кончанского В.В. Молоствов передал, с ведома епархии, Суворовской комиссии подлинную церковь из Кончанского – ту самую, где пел дьячком Суворов. Церковь, в которой сохранилось убранство того времени, стала священным памятником полководцу. Вместе с иконостасом Молоствов передал музею и хранившиеся при храме реликвии – награды Суворова, его генеральский плюмаж, подзорную трубу… Вплоть до открытия музея в 1904 году кончанская церковь была главным памятехранилищем великого полководца.

Одним из самых щедрых дарителей музея был император Николай II. Он передал музею не только более двухсот предметов и документов, но и картину В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», ныне хранящуюся в Государственном Русском музее. Помогали молодому музею и многочисленные почитатели военного гения Суворова – такие энтузиасты в России всегда были и будут. Упомянем Василия Павловича Энгельгардта – знаменитого путешественника и астронома, в 1902 году приславшего в музей в тринадцати ящиках без малого сто килограммов суворовских реликвий, в основном связанных со Швейцарским походом 1799 года. Музей сразу стал одним из самых посещаемых в России. Последние поступления были приняты в трагические дни Первой мировой: в 1916 году полковник М.Ф. Гончаров передал живописный портрет и бюст нашего героя. А потом начались для музея тяжелые времена… В 1918 году, когда к Петрограду приближались немцы и судьба советской республики висела на волоске, фонды были эвакуированы далеко на восток, а сам музей закрыли. В Сибири не обошлось без борьбы за суворовские экспонаты. Колчаковцы намеревались переправить их за океан, но все-таки фонды остались и вернулись в Петроград.

Но музей царского генерала в советской стране в двадцатые годы был невозможен. В здании был открыт клуб, позже – аэромузей. В 1943 году левое крыло было разрушено прямым попаданием немецкого снаряда. После войны было принято решение здание восстановить и снова открыть в нем Музей А.В. Суворова. К тому времени отношение официальной идеологии к героям прошлого потеплело. Уже были открыты Суворовские училища, маршалы и офицеры Победы гордились орденами Суворова, а в рабочем кабинете Сталина, рядом с портретом В.И. Ленина, появились изображения А.В. Суворова и М.И. Кутузова. В 1951 году вновь открытый музей принимал первых посетителей в прежнем, восстановленном здании. Новым направлением в его работе стало освещение боевого пути частей Красной Армии, награжденных орденом Суворова, наследников великого полководца. Заметным событием в истории музея стало и приобретение в 1966 году коллекций оловянных солдатиков М.В. Люшковского и А.И. Любимова. Ныне музей обладает крупнейшим в Восточной Европе и одним из крупнейших в мире собранием оловянной миниатюры.

Какие же личные вещи Суворова собраны в музее? 150 автографов солдата и генералиссимуса – это священные реликвии, память о великом человеке. Значение его для российской культуры не исчерпывается вкладом полководца в развитие военного искусства. Недаром образ Суворова так светел в русской поэзии, в кино и театре, недаром его высказывания так прочно вошли в русскую речь.

Этот музей – дом человека, который по праву считался первой шпагой Российской империи. Рыцарство Суворова запомнилось не только многим поколениям российского офицерства, но и побежденным противникам. Офицеры с восхищением пересказывали друг другу, как Суворов послал табакерку в знак уважения польскому генералу, показавшему при отступлении изящный маневр… При дворе полководца считали чудаком, а для солдат Суворов был почитаемым юродивым. Прошли годы после его смерти, а в крестьянских семьях легенды о нем ходили наравне с былинами об Илье Муромце и Микуле Селяниновиче. Великие умы немало размышляли над феноменом Суворова. Кажется, лучше других понял его Денис Васильевич Давыдов – гусар и поэт, с юности верный суворовским традициям. Денис Давыдов сказал о нем: «...положил руку на сердце солдата и изучил его биение». Да, Суворов гордился своей близостью к простому люду и нередко бравировал солдатскими повадками в высшем свете. С легким лукавством он сетовал в письме Г.А. Потемкину: «Долговременное мое бытие в нижних чинах приобрело мне грубость в поступках при чистейшем сердце и удалило от познания светских наружностей». Конечно, другой судьбы он не желал и, составляя перед смертью Покаянный Канон, искренне и смиренно благодарил Бога. Благодарил за то, что пятьдесят лет сражался за други своя.

Юбилей Суворовского музея – это праздник армии. Для современной российской армии суворовские традиции остаются замечательным примером. Сложнейшая, болезненная военная реформа, которая то буксует, то проваливается, то продвигается «медленным шагом, робким зигзагом», не будет успешной, если наше общество не обратится к суворовскому наследию. Заповеди солдатской и офицерской мудрости, созданные Суворовым, способны оградить от многих язв армейской жизни: от бедности и воровства, от дедовщины и небережливого отношения к солдату. Только исполнять их нужно всем миром. Ведь армия неотделима от народа, как неотделим от российской культуры наш народный герой – полководец Суворов. Сегодня и всегда он ждет нас у себя в гостях, по адресу – Санкт-Петербург, Кирочная улица, дом 43.


Арсений Замостьянов


На главную: Арсений Замостьянов


 
Используются технологии uCoz