|
Победа и мародёры.
|
Вечный огонь войны не должен угаснуть в наших душах
Мы привыкли к новостям об уничтожении памятников победителям Великой Отечественной. Мародёрство происходит не только в бывших республиках СССР и социалистического содружества, охвачённых официозной русофобией. Это повсеместная болезнь нашего времени. Её вирусы – и в фильме Пивоварова «Ржев», и в расчётливо кощунственном стихотворении Пуханова о блокадном Ленинграде. Но главная битва за Победу впереди. У мародёров есть веские причины активно нападать на последнюю государственную святыню России и СССР: они знают, что огонь нужно вести по штабам, а тротил закладывать – под фундамент.
Президент России подписал закон о новом дне воинской славы – 29 июня. Отныне это День партизан и подпольщиков. Кому-то такой жест главы государства может показаться дежурным знаком уважения к ветеранам-фронтовикам. А ведь это – ответный удар в информационной войне. И враг снова хитёр и коварен.
В годы перестройки, когда пропаганду труда и просвещения заменили съезды демагогов, выдающимся мыслителем слыл историк Юрий Афанасьев. Никто не читал книг этого мыслителя, даже когда профессор блистал красным пуловером на съездах – популярный, как Хазанов и Шатунов. Но подчас бархатный баритон и представительная наружность важнее интеллектуальной макулатуры. Его самая знаменитая речь была набором провокаций, среди которых мерцал афоризм, быстро подхваченный дежурными публицистами: «агрессивно-послушное большинство». Ату его, это серое большинство! Вот с тех пор и вершится наша политическая жизнь в интересах глумливо-ершистого меньшинства. В интересах элиты, которой претит идея Победы в священной народной войне. Элитариям ненавистна советская уравниловка, ненавистна идеологическая установка на уважение к большинству.
Социальная задача элитария – усугубление поляризации, усиление контрастов. Ему необходимо искоренять возможности для массового образования высокого уровня. За свои способности, за свою энергию он требует материального вознаграждения не в два, а в сто два раза выше среднего уровня. Он с биологической неотвратимостью борется за место под солнцем – даже, если не осознаёт этого. Он боится возвращения «совка», всеми силами воюет с живучими и влиятельными советскими мифами. В ближайшие годы главной проблемой элитария станет идеал Великой Отечественной. Всё будет брошено против Победы – деньги, творческие усилия, хитроумные ухватки провокаторов… Документальный фильм Пивоварова «Ржев» – одна из первых ласточек этой весны. Весны мародёров. У них есть Родина. Она называется Высокомерие. Другой Родины у них нет.
И одним из первых напал на Победу главный представитель развесёлого меньшинства, всё тот же профессор Афанасьев. Он в популярной форме авторитетного брюзжания адаптировал давние идеи Солженицына. Само понятие «Великая Отечественная» в этой системе – фикция. И о каких святынях можно говорить, если «эти святыни мешают обрести самого себя, если они превращают жизнь в опасное блуждание в потемках?.. Если добраться до глубинных смыслов войны, будет, скорее всего, понятно, что в этой войне столкнулись два деспотических, тоталитарных режима. С точки зрения жестокости, бесчеловечности, с точки зрения безумной устремленности к мировому господству они ничем, в сущности, друг от друга не отличались».Святыни мешают «обрести самого себя». За этим лукавым эвфемизмом, вероятно, спрятаны некие агрессивно индивидуалистические ценности, которые помогут наконец-то таким сверхчеловекам как Афанасьев высоко воспарить над агрессивно-послушным большинством. Демонстрация «самого себя» есть единственная задача и цель афанасьевых, они прекрасно понимают, что эта задача несовместима с большими народными и государственными созидательными программами. Поэтому они боятся и проклинают времена, кoгдa гpoмaдьё плaнoв пpeвpaщaлocь в тpиyмф пoбeды, когда вepилocь, чтo жepтвы нe нaпpacны, вepилocь в Бoльшyю Пpaвдy.
Для нас это главный народный и государственный праздник – День Победы. Это хорошо известно «глумливо-непослушному меньшинству», чья разрушительная активность нередко бывает эффективной. Они постараются испортить праздник, и будут подкладывать нам свинью под разными соусами. Попытаемся описать это разнообразное меню:
1. Разыграть смущение, отдать дань уважения фронтовикам и… в праведном гневе внушить властям и публике, что стыдно отмечать этот праздник тем, кто не причастен к Победе. Вот пока живы фронтовики – необходим и праздник, а без них мы просто не имеем морального права, мы просто не достойны отмечать день Победы. Наш удел – Хэллоуин. Как будто Христово Воскресенье – праздник лишь для тех, кто лично присутствовал в Древней Иудее… Так изящно приласкать и оплевать фронтовиков способны только истинные интеллигенты, которым не терпится взяться за руки, чтобы не пропасть по одиночке.
2. Напирать на гуманизм. В конце концов, война – это ужас, ужас и ещё раз ужас. Да, для миллионов советских людей тот день – 9 мая 1945 года – стал самым счастливым в жизни. Но мы-то знаем, сколько жертв было отдано за Победу. Что уж тут праздновать? Достаточно устроить день скорби. А для праздничной радости у нас есть Хеллоуин.
3. Вариант политкорректный. Забудем о Великой Отечественной. Это советская пропаганда. СССР заигрывал с Гитлером и Риббентропом, был даже союзником Рейха! Весь мир признаёт мудрость мужественного британского аристократа Черчилля, отважно принявшего бой с нацизмом. Переиграла Гитлера и американская экономика, построенная на принципах рыночной конкуренции. Нет никакой Великой Отечественной, но есть Вторая Мировая война, есть память о трагедии холокоста, под этим углом и будем отмечать вместе со всем цивилизованным миром (а никак не с прогрессивным человечеством!) день 8 мая – Победу в европейском измерении. Перепевая эту мелодию, можно освоить немало международных грантов.
4. Вариант власовский. Как сладостно идти против течения, против официоза, если не против собственных дедов, то уж точно против большинства. Ощущать себя одиночкой, который выше стада, выше этого извечного быдла. Великая Отечественная была продолжением Гражданской. Власовцы в белых ризах боролись против кровожадных комиссаров. Из русского народа эти апокалиптически настроенные господа создают образ вечной жертвы – и это очень удобная прелюдия для окончательного развала страны. Но этим декадентствующим националистам нисколько не жаль реальной России, для них существует некая Россия-мечта, а подлинную историю своего народа они презирают.
5. Соус для правдоискателей. Скучно жить в контексте советского мифа, хочется смуты – душевной, а потом и площадной! На войне у каждого была своя правда, и Победа вовсе не является национальной идеей. У них Хатынь, у нас Катынь. Вы видите так, мы видим эдак – давайте спорить! Незыблемые ценности – это фи, это тоталитаризм. Вот, например, почему тысячи советских граждан стали воевать против Сталина, против СССР – это же беспрецедентный случай в истории войн! Так давайте откроем дискуссию, чтобы стоял над страной проливной дождь из слюны спорщиков!
6. Банальный антисоветизм девяностых. Праздник отмечать нужно, но потише и с покаянными трелями вместо бравурных маршей. Сталин проиграл войну летом 41-го, а выиграл народ вопреки Сталину, вопреки партии… Можно ещё поговорить о том, что наше государство отвратительно, а народ глуповат, но в целом неплох. Он-то и побеждал – вопреки страшному государству, которое ничем не лучше гитлеровского… Не беда, что самим нашим ораторам – без помощи Сталина и партии – не удавалось выиграть даже в домино. Они всё знают про Зорге, про Тухачевского, знают, как следовало готовиться к войне.
Вот с таким репертуаром нам предлагают пересмотреть идею праздника. Взвесим резоны. За последние двадцать лет у нас оплевали последовательно: Сталина, индустриализацию, колхозы, революцию, Ленина, марксизм, идеологию, прославлявшую труд и «простого человека», оборонное сознание, командно-административную систему. Покуражились вволю. Давайте внимательно вглядимся в результат: стал ли чище воздух? Если нет однозначного ответа, то стоит ли снова куражиться, подвергая пересмотру великую святыню? Из авторского самолюбия выносить на студёный сквозняк младенца. Гнать автобус с детьми со скоростью 120 км/ч, то и дело выезжая на встречную полосу.
С 1996 года в обновлённой России слышны призывы выработать некую национальную идею. Профессиональным идеологам и пропагандистам кажется, что такая идея родится из учёных споров или правительственных директив. А она исстари живёт в России – с первых вех образования государства. Только мы не привыкли называть её на американский манер национальной, для нас это всенародная идея – идея Победы. Новгород, Киев, Владимир – наши столицы озарены светом побед, свободолюбивым духом непокорного народа. Этапы становления российской государственности, взлёты народного самосознания были неизменно связаны с идеей Победы. Куликовское поле, ополчение Минина и Пожарского, победы Петра Великого и Суворова, Бородино – всё это не просто яркие страницы военной истории и истории государства. Это культурообразующие явления, без которых нельзя представить ни государства Российского, ни нашего народного единства. Не случайно именно к памяти о прежних победах обратился Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года на легендарном параде, о котором речь впереди. Великая Отечественная остаётся последним, ключевым звеном в этой цепи. Важно, что всенародная идея Победы связана с принципом коллективизма, соборности. Связана она и с идеей жертвенности. Родину во все времена защищают, не щадя живота своего. Победа может быть только всенародной, личный успех здесь менее важен. Как это не похоже на протестантскую этику с её культом индивидуального успеха, с прославлением работящего собственника, хозяйчика! Если бы мы помнили уроки Великой Отечественной, если бы не забывали о всенародной идее Победы – не было бы и утомительных, напрасных попыток перестроить сознание России, превращая великую державу с героическим народом в огромный Лихтенштейн, в бледную копию иноземного оригинала.
Почему Победа – праздник народный, «спросите вы у матерей». А главным государственным праздником Победа была и будет, потому что высокий политический статус современной России до сих пор определяется результатами той войны и сталинской дипломатии. Много лет мы транжирим капитал Победы, но ещё не растранжирили.
Критики Победы убеждены, что Третий Рейх был обречён на поражение, и поэтому можно критиковать советское военное и политическое руководство за слишком высокую цену Победы. Недооценка нацистская империи – странная опрометчивость. Вы любите говорить об «истории войн» – загляните в её анналы. Со времён Кира великие завоеватели успешно пользовались преимуществами инициативы. Сдаться на милость победителю всегда легче, чем сражаться до последней капли крови. Поэтому и предателей, капитулянтов в истории войн не счесть. Гитлеру удалось встать вровень с Киром, с Александром, с Наполеоном. Его планы не были фантастичны, в 1941-м мало кто из военных аналитиков Германии (весьма компетентная публика, между прочим!) сомневался в успехе восточного похода. Агрессивная идеология вела вперёд немцев и их союзников. Ничего не смогла противопоставить завоевателям Франция – страна, сопоставимая с Германией по мобилизационным ресурсам, страна со славной военной историей. По сути дела, «власовской» стала большая часть регулярной и потенциальной армии Французской республики. Так имеем ли мы право выводить власовский феномен из «антинародности» сталинского режима?
Предательством в контексте Истории никого не удивишь. Удивляет героизм народа, который – единственный в Европе! – сумел оказать массовое сопротивление врагу, не сломился под ударом. Вы презираете политруков? Но для сопротивления было необходимо знамя, которого не оказалось у Франции и Польши. Только идеология русского коммунизма могла выстоять и победить в той войне. Фронтовик, педагог, профессор Пётр Васильевич Горностаев говорит: «На фронте для коммунистов имелась единственная привилегия — быть первыми в бою». Более трёх миллионов коммунистов – лучшие из лучших – остались на полях сражений. Сталину и его современникам удалось вырастить подлинно народную элиту – не эгоистов, жаждущих, как Юрий Афанасьев, обрести себя, а героев, которые обретают Родину и народ. Вспомним ещё и уроки Первой Мировой, когда в куда менее критической ситуации имперская Россия не выдержала войны, раскололась от внутренних противоречий. А СССР выдержал – через двадцать лет после Гражданской войны, зажатый между Рейхом и Японией… Стыдно перекрашивать победу в конъюнктурные, комильфотные для ХХI века пёстрые цвета. Знамя Победы – красное. Под новыми стягами вместо идеалов Победы нам навязывают идеалы Поражения, безблагодатного покаяния. Никогда проигравшие, обанкротившиеся, разбитые не станут народными героями счастливой страны.
Великая Победа не подлежит уценке. В ней соединилось всё лучшее, что присуще нашему народу, всё то, что может обеспечить нам достойную будущность. Если не предадим идеалов Победы.
Мы и не заметили, как героизм вышел из употребления. Сначала героика слегка покрылась плесенью принуждённого официоза, потом и вовсе оказалась чуждой новому государственному этикету.
Во-первых, в годы активного «первоначального накопления капитала» явление всенародного праздника казалось анахронизмом. Ведь у нас теперь – каждый сам за себя, и личная победа в добыче и накоплении материальных ценностей куда важнее Победы народа, государства, больших идей. Принцип атомарного индивидуализма – «Родина там, где мне больше платят».
Во-вторых, умами овладевала идеология антисоветизма. Именно – анти, поскольку позитивной установки в разоблачительных трудах наших диссидентов всегда не хватало. Свергали кумиров, одного за другим – Сталин, потом и Ленин с революционерами. Наконец, подобрались и к Великой Отечественной.
Вот телевизионный публицист с воспалёнными глазами доказывает, что песня «Священная война» была плагиатом…
Вот в России и на Украине привечают бывших власовцев и бандеровцев, а в Прибалтике устанавливают монументы эсэсовцам…
Вот уже и день рождения Гитлера становится праздником для несмышлёных правнуков тех, кто брал Берлин…
Дальше – больше. Во многих школьных и вузовских учебниках о Победе говорится, мягко говоря, без восторгов. Учёные берут на вооружение американскую и европейскую концепцию, согласно которой победили в той войне мужественные союзники – американцы и англичане. А немцы и «красные» стоили друг друга – два тоталитарных монстра. Два десятилетия отравлено такой пропагандой.
Есть и более широкая установка – на дегероизацию. России прививают потребительскую идеологию, прививают карнавальную клоунаду постмодернизма – только бы уничтожить всё то, что на протяжении веков придавало нам силы. Новая этика предполагает сугубо отрицательное отношение к такому ключевому понятию героической культуры как пафос. Пафос теперь не в моде. Куда лучше рассуждать о вещах с ленивой пресыщенной миной, с флёром лёгкой презрительной иронии. Беспафосному времени не нужны герои, как не нужны высокие, всенародные, цели.
Всё это мешает гедонистическому образу жизни. Идея Победы строилась на принципе жертвенности. Современный человек от этого только поморщится: для него в мире нет ничего, что заслуживало бы обременительных жертв. И культ героев – людей, пожертвовавших собой ради общего дела – кажется ему вредным, варварским явлением. Для советского общества такая позиция деструктивна, но ультросовременному человеку деструкцией кажется подвиг.
Давно ли мы в последний раз слышали горьковский тезис «В жизни всегда есть место подвигу»? Кажется, в новой России подвигу места не нашлось. И рассказ, скажем, о ленинградской школьнице Зине Портновой, пристрелившей гестаповца на допросе и посмертно получившей звезду Героя Советского Союза, диковато будет смотреться в обрамлении рекламных клипов, в современном телеэфире…
Каждая эпоха диктует свои правила, свою моду. Но без непреходящих ценностей теряется достоинство страны – и душа народа не примет потребительской идеологии. Несмотря на огульную дегероизацию, день Победы остался всенародным праздником – единственным в календаре государственных праздников России. И мы верим, что идеалы самопожертвования и товарищества вернут свои позиции. На них стояла и стоять будет наша цивилизация, наша культура. В стремлении к идеалам ничто не поможет нам вернее, чем образ Победы
Два парада. Два праздника, прошедшие на Красной площади Москвы 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945, стали символом Победы… Праздник непоколебимого, самоотверженного мужества, праздник верности Родине, когда заснеженные полки новобранцев Красной Армии прямо с парадного марша уходили на бой, уходили защищать Москву. Когда звучали над площадью слова, навсегда врезавшиеся в память фронтовиков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Все понимали – это воистину «война народная, священная война». С тех морозных боёв начался разгром немецко-фашистской орды. Впереди был трудный 1942-й, впереди были Сталинград и Прохоровка, освобождение Украины и Белоруссии, впереди были европейские походы и битва за Берлин. Но план немецкого блицкрига, заносчивый план гитлеровского штаба, был сорван под Москвой. Полки уходили на фронт, а в московских райкомах, где работа шла круглые сутки, уже формировалось ополчение. Рабочие, инженеры, учёные, учителя Москвы, не взирая на возраст и здоровье, поднимались на защиту родного города, на защиту страны. И звучали тогда величественные такты «Марша защитников Москвы»:
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
Прошло три с половиной года – и снова Красная площадь была убрана по-праздничному. Только этот, июньский, умытый счастливым дождём парад был веселым, а от солдатских медалей и орденов исходило солнечное сияние, хотя погода стояла пасмурная. Никогда Красная площадь не видела такого лихого, удалого марша, хотя, по сравнению с вымуштрованными полками мирного времени, фронтовики шли слегка вальяжно. Но сколько победного торжества было в этой поступи! То шли бывалые солдаты, со славой прошедшие величайшую из войн. Принимал парад маршал Г.К. Жуков, командовал – К.К. Рокоссовский. Такими они и остались в народной памяти, маршалы Победы – на белом и на гнедом коне.
Знамя Победы, поднятое в мае над рейхстагом, проплыло над главной площадью страны. Первым прошёл в марше сводный полк Карельского фронта во главе с маршалом К.А. Мерецковым, а замыкали шествие моряки, возглавляемые контр-адмиралом В.Г. Фадеевым. Вдохновенно играл полуторатысячный оркестр под управлением замечательного музыканта, генерал-майора С.А. Чернецкого. Но вдруг оркестр смолк – и над Москвой повисла напряжённая тишина. Казалось, на всю Москву слышен ход курантов на Спасской башне… Пауза была прервана барабанной дробью. На площади появилась колонна с двумя сотнями поверженных вражеских знамён в руках. Поравнявшись с Мавзолеем, шеренги делали поворот – и, под барабанную дробь, с презрением бросали опозоренные знамёна на древние камни Красной площади. А потом, после кульминации, снова играл оркестр – и рядом с бойцами московского гарнизона шли курсанты военных академий, а также расчеты Калининского, Горьковского, Орловского и Тульского суворовских военных училищ, открытых в дни войны. Дети Победы, её наследники, для которых и был спасён мир. Лил дождь, он как будто очищал город от военной скверны. Тысячи и тысячи людей с благодарностью принимали этот дождь самого счастливого нашего парада. Красная площадь… Два парада, вместившие в себя судьбу народа, судьбу нашей страны… Разве не память об этих славных днях объединяет нас и теперь, в XXI веке? Не раз в истории сражались армии, скрещивали мечи полководцы, но только одна война по праву была названа Великой Отечественной Советского народа.
Античеловеческой идеологии национал-социалистов мы противопоставили гуманизм, веру в человека, свободного от расистских и кастовых предрассудков. Без моральной победы над противником наши деды не достигли бы победы военной. Нравственный багаж накапливался десятилетиями – трудами писателей, учителей, учёных-просветителей. Уроки Гражданской войны были усвоены и переосмыслены советским обществом, в том числе и в школах. Один из идеологов белого движения, непримиримый враг большевизма В.В. Шульгин писал в 1929 году, анализируя печальные для сторонников буржуазии итоги войны: «Действительная разница между нами и большевиками скажется только тогда, когда мы своё белое дело, то есть свои идеи и взгляды будем осуществлять не по-большевистски; другими словами, когда мы будем скупы на кровь. Пока же мы, негодуя, что льётся кровь «наша» вместе с тем спим и видим пролить ещё столько же крови «ихней». Пока мы думаем по-большевистски, в смысле методов расправы, мы несём за их деяния свою долю ответственности»2.
Оставим в стороне субъективную оценку большевизма активным участником Гражданской войны, но запомним логику: для победы необходимо быть нравственно чище противника. Народ не щадит себя, если осознаёт, что воюет за правое дело. И осмысление тезиса «Наше дело правое, победа будет за нами», было задачей просветительской. Нужно было, чтобы этот лозунг зажёг сердца миллионов. Доверие к советской стране, несмотря на все трудности двадцатых – тридцатых, вырабатывалось в школах. Героизм советских людей на фронтах и в тылу Великой Отечественной показал: школа выполнила свою задачу, идейно вооружив общество. И советские люди с полным правом пели:
За светлый мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Клеветники Победы, образовавшиеся по политическому заказу, стремятся внушить обществу, что ценности Советского Союза ничем не лучше ценностей гитлеровской Германии. Спекулируя на нашей трагической истории тридцатых годов (заметим, что клеветники удесятеряют статистику сталинских репрессий), они стремятся представить Великую Отечественную схваткой двух империй зла, в которой гуманистической была лишь третья сила, представленная США и Великобританией. К сожалению, отзвуки этой великой мистификации проникли и на страницы школьных учебников истории – и зарубежных, и отечественных… Конъюнктура – липкая штука, она легко проникает в любой текст, стоит лишь хотя бы отчасти подчиниться её законам. Но жива ещё память о подвиге фронтовиков, о единстве властей и народа в годы Великой Отечественной, живы песни и кинофильмы тех лет, в которых правдиво отразился человеколюбивый характер советского солдата, спасшего и свою Родину и Европу. Главное – не терять аналитической трезвости. Попробуйте сравнить число жертв среди мирного населения оккупированных немцами областей Советского Союза и оккупированных Красной Армией земель Германии. Вам станет ясно: в той войне нам противостояли бесчеловечные убийцы, которые прилежно сочиняли лживые мифы о «людоедстве» «комиссарской России». В немецком плену сгинуло более 2,5 миллионов советских людей. Можно себе представить, какой была бы аналогичная цифра в случае победы рейха в войне… А из нашего стана – из стана победителей – не вернулось на Родину (в Германию, в Италию, в Румынию, в Венгрию…) 420 тысяч пленных.
Принижая великую Победу, клеветники заявляют, что Советский Союз-де завалил противников трупами собственного народа. Давайте разберёмся. Выходит, если бы после мая 45, в оккупированной Германии, войска НКВД провели бы массовые карательные операции и уничтожили десяток миллионов мирного населения, разговоры о непомерной цене Победы прекратились бы? Нас попрекают благородством и милосердием наших дедов! А ведь статистика требует серьёзного осмысления – в первую очередь, идеологического.
Национал-социалистическая идеология, освобождавшая своих приверженцев от «химеры совести», насаждавшая в обществе языческие суеверия, а в людях – биологическое, животное начало, за несколько лет привела народ Германии к моральному банкротству и военно-политической катастрофе. Противоположный смысл несла советская идеология. Нам дорого свидетельство А.С. Макаренко: «Советский гражданин нашел в себе большой гений, большой талант. Когда-то было рабство, теперь сознательная дисциплина. Это новое качество, воспитанное всем процессом нашей борьбы, это результат коммунистического воспитания. Теперь тот самый неграмотный человек, который до Октября смотрел на печатную бумагу, как на сырье для цыгарки, этот самый человек, мало того, что сделался читателем, что никакие тиражи не могут заполнить нашего спроса, – он сделался качественным читателем».
Победа ковалась в учебных заведениях, где молодым людям прививалась гуманитарная и техническая культура. Коллективизм, взаимовыручка, бескорыстие – эти стихии пробуждало в людях школьное воспитание. Вызов самой страшной войны в истории человечество приняло цельное, воспитанное школой общество. Нисколько не устарели выводы А.С. Макаренко: «Наша классовая идеология (идеология бесклассового общества) и наша педагогическая идеология составляют одно целое, и при этом одно истинное целое, вполне соответствующее интересам народных масс и отдельной личности». Разобщённый Советский Союз стал бы лёгкой добычей захватчиков. Гитлер, преувеличивая значение биологического начала в человеке и недооценивая роль общества и воспитания, считал многонациональный Советский Союз колоссом на глиняных ногах. Идеологи рейха сделали ставку на национальные противоречия и на собственнический инстинкт в советском человеке. Их поражение было поражением нового язычества, разбившегося о стальной русский характер, о монолит советского Просвещения.
С аптекарской точностью действует закон жизни: кто хочет опорочить Победу – оплёвывает сам себя. Клеветники бессильны перед непреклонной логикой истории, в которой есть победители и побеждённые. К идеалу Победы нужно стремиться, держать равнение на тот народ, что выстоял, перетерпел – и победил. «Мы выстояли. Мы выдержали. Мы победили» - эти слова в 1975 году, в день тридцатилетия Победы произнёс Л.И. Брежнев. Нужно признать, что авторы этой речи генерального секретаря и политрука Великой Отечественной нашли удивительно точные слова. Именно терпение и выдержка – коренные качества русского народа – были решающими слагаемыми Победы. Помнить о Победе, учиться у наших дедов – это наша насущная задача. Тогда, в 1975-м, фронтовики ещё стояли на капитанских мостиках в самых разных сферах жизни. И общество чувствовало их верную, крепкую руку. Тогда же, в семидесятые, сформировалось трепетное отношение молодых людей к празднику наших дедов «с сединою на висках». Время неумолимо, и в 2009-м на перекличке сводного полка фронтовиков мы снова недосчитаемся многих участников прошлогодних празднеств. Но время не властно над благодарной памятью. Старые солдаты не умирают, они просто тихо уходят – сказал американский фронтовик, генерал Макартур. Мы добавим – они уходят в историю, чтобы всегда быть рядом с нами.
С первых послевоенных десятилетий основой школьного военно-патриотического воспитания стала история Великой Отечественной. Изучались биографии героев-фронтовиков, ушедших на войну с порога родной школы. Их именами назывались пионерские отряды, их фотографии хранились в школьных музеях как реликвии. Так и должно быть. Это нужно не ветеранам, это необходимо нам.
Останется в памяти и героизм работников тыла, не жалевших сил для фронта. Основной рабочей силой на заводах и в колхозах стали тогда женщины, старики и дети… Полуголодные, они выдавали по две нормы, не считаясь с лишениями… Известно, что колхозник Ферапонт Петрович Головатый внёс 100 тысяч рублей на постройку самолёта для Красной Армии. В этом взносе – труд не одного Ферапонта Петровича, а и тех детей, пионеров, которые не разгибали спин в крестьянской работе. За четыре года войны в фонд обороны пришло около ста миллиардов рублей от простых советских людей, блиставших не материальным, а духовным богатством. На фронт отправляли тёплую одежду, рисунки, письма, в которых дети воодушевляли бойцов – пионерские посылки шли в армию все годы войны. О тех детях, кто рано встал к станку в военные годы, кто ковал меч Победы, фронтовой корреспондент, командир Красной Армии Сергей Михалков написал стихотворение «Данила Кузьмич»:
– А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
– Четырнадцать минуло двадцать восьмого,
– Сердито ответил он басом солидным
(Должно быть, вопрос показался обидным).
– Да ты не сердись!
– А чего мне сердиться!
– Кузьмич отмахнулся большой рукавицей.
– Таких-то не мало у нас на заводе.
И ростом другие поменее вроде!
Не должны исчезнуть из народной памяти и имена пионеров и комсомольцев-героев, совершивших подвиг в борьбе с неумолимым врагом. Это была действительно молодая гвардия, не дававшая врагу почувствовать себя хозяином на нашей земле. Молодая гвардия, не считавшаяся с перспективой порабощения.
Не забудем и о всенародных героев, газетные статьи о которых с восторгов зачитывали мальчишки сороковых… Одиннадцать тысяч солдат и офицеров Красной Армии за годы войны получили звание Героя Советского Союза. Лётчикам Алексею Покрышкину и Ивану Кожедубу трижды было присвоено звание Героя Советского Союза. На всю страну гремели их имена – и школьники играли в асов советской авиации, пересказывали друг другу историю Героя Советского Союза Алексея Маресьева, историю поющей эскадрильи дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Попкова… Вернулась с войны и Герой Советского Союза Людмила Павлюченко, ушедшая на фронт доброволкой, со студенческой скамьи Киевского университета. Став снайпером, она уничтожила более трёхсот гитлеровцев. Вернулись и Герои Советского Союза, легендарные защитники Сталинграда Яков Федотович Павлов и снайпер Василий Григорьевич Зайцев. Им предстояло восстанавливать страну, по которой дважды – в месяцы отступлений и в месяцы наступлений Красной армии – прокатился истребительный маховик войны. Став легендой, эти люди совершили ещё один, не менее важный подвиг.
На героических примерах «повестей о настоящем человеке» вырастали хорошие люди – те самые, кто в пятидесятые и шестидесятые годы покорял космос, закладывал великие сибирские стройки и превращал Советский Союз в самую могущественную и миролюбивую державу мира. И сегодня нам необходимо возродить культ героев Великой Отечественной – тех, на кого нужно равняться, тех, чья доблесть стала самым ярким выражением всенародного подвига. Нередко мы произносим слово «культ» с опаской, но в случае с героями войны он необходим и благотворен, как фундамент своего однокоренного понятия – культуры. Если имена героев войны будут забыты грядущими поколениями – случится непоправимое, народ потеряет честь и достоинство, утратит силы…
Вечный огонь войны не должен угаснуть в наших душах
26 мая, 2009 | Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
Комментарии
04 июня 2009 mihail146
Уважаемый Арсений !
Спасибо Вам за вашу статью. Очень был тронут, что среди людей вашего поколения есть здравомыслящие умные люди.
С уважением, Михаил Иванович.
На главную: Арсений Замостьянов
|